The world of academia: culture & education
Мир университетской науки: культура, образование
Новости
01/06/08Сайт запущен
НазадЖурналы
02/09/2012 №9
КОГНИТИВНЫЕ СХЕМЫ КАК ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Аннотация
Когнитивные и социальные процессы в образовании тесно связаны. Обучение, как правило, опирается на фоновые знания обучаемых и становится основой их когнитивных схем и структур. Культурные фоновые знания передаются из поколения в поколение и оказывают влияние на индивидуальный интеллект, познавательную деятельность и языковое поведение. В статье рассматривается, как культурные фоновые знания, полученные человеком в ходе социального взаимодействия с другими людьми, становятся ориентировочной основой его дальнейшей познавательной деятельности и речевого поведения. Фоновые знания структурируются в когнитивные модели, называемые схемами, которые различаются следующим образом: универсальные, индивидуальные и культурные.Ключевые слова
когнитивные схемы, культурные фоновые знания, ориентировочная основа деятельности, речевое поведение, индивидуальный интеллект, когнитивные модели, дискурс.
Библиография
1. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984. 2. Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2002. 3. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. 4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 5. Casson R.W. Cognitive Anthropology // Handbook of Psychological Anthropology / Ed. by P.K. Bock. Westport, Conn.; L.: Greenwood Press, 1994. 6. D'Andrade R.G. The Culture Part of Cognition // Cognitive Science. 1981. № 5. 7. Fillmore C.J. Topics in Lexical Semantics // Current Issues in Linguistic Theory / Ed. by R.W. Cole. Bloomington: Indiana University Press, 1977. 8. Holland D. The Woman who Climbed up the House: Some Limitations of Schema Theory // New Directions in Psychological Anthropology / Ed. by T. Schwartz, G.M. White, C.A. Lutz. Cambridge: Cambridge University Press, 1994. 9. Language, Culture, and