The world of academia: culture & education
Мир университетской науки: культура, образование
Новости
01/06/08Сайт запущен
НазадЖурналы
01/02/2016 №2
ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МАТЕРИАЛЕ ЯЗЫКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ НАУКОВЕДЧЕСКИХ ПОДХОДОВ
Борзова Ирина Александровна
Черненко Елена Владимировна
Аннотация
В статье рассматриваются современные науковедческие подходы при обучении иностранных учащихся речевой деятельности на материале языка специальности. Проанализированы культурологический, аксиологический, экзистенциальный, герменевтический, семиотический, синергетический, когнитивный, компетентностный подходы. Обосновывается необходимость последовательной работы с общенаучной и профильной терминологической лексикой, выражающей базовые понятия языка науки в системе концептосферы. Представлены различные толкования понятий «компетенция» и «компетентность», подробно рассмотрены отдельные компетенции. Обосновываются возможности использования методологических ресурсов, смыслообразующего потенциала указанных научных направлений в практике обучения иностранных учащихся. Подчеркивается важность изучения специфических особенностей культурно-образовательной сферы обучаемых, позволяющего эффективно осуществлять межкультурную межличностную коммуникацию.Ключевые слова
язык специальности, обучение иностранных учащихся, смыс-лообразование, речевая деятельность, культурология, герменевтика, семиотика, аксиология, экзистенциализм, синерге-тика, когнитивный подход, компетенция, компетентность.
Библиография
1. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смысло-образование в учебном процессе. Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2003. 2. Абакумова И.В., Дзюба Е.А. Смыслотехники в учебном процессе // Северо-Кавказский психо-логический вестник. 2009. № 7/4. С. 46–53. 3. Борзова И.А., Лучкина Н.В. К вопросу о концеп-ции обучения иностранных учащихся языку науки на предвузовском этапе // Научная мысль Кавказа. 2015. № 2. С. 127–132. 4. Борзова И.А., Черненко Е.В. Интеграция со-держания как методический фактор смысло-образования в процессе обучения иностранных учащихся языку науки // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 4. С. 92–98. 5. Борзова И.А., Панова Э.К., Черненко Е.В. По-собие по научному стилю речи для студентов-иностранцев. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. мед. ун-та, 2008. 6. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 35–42. 7. Изаренков Д.И. Базисные составляю