The world of academia: culture & education
Мир университетской науки: культура, образование
Новости
01/06/08Сайт запущен
НазадЖурналы
10/12/2014 №12
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЖИЗНЕННЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ОСОБЫЕ СУБЪЕКТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАКУРСЫ
Гусейнов Руслан Джангирович
Котова Изабела Борисовна
Аннотация
В статье рассмотрена проблема проектирования субъектом своей жизни как одно из перспективных научных исследований, раскрывающих причинное поле порождения и реализации целенаправленной жизнедеятельности. Дана трактовка субъектного проекта как сложного образования, основанного на процессах целеполагания. Показано, что субъект при проектировании своей жизни привлекает свои когнитивные, эмоциональные и деятельностные ресурсы. Аргументируется значимость для проблемы проектов утверждения о том, что реалистичность является базовым условием позитивной оценки субъектом перспективы будущего. В качестве значимого механизма, лежащего в основе проектирования субъектом своей жизни, рассматривается внутренний выбор. Обосновывается тезис о том, что при разработке субъектного проектирования жизни в качестве внутренних регуляторов не только жизненных выборов, но и всего поведения выступают жизненные планы субъекта. Авторы статьи стремятся показать, что связь проблематики реализации жизненных планов и суКлючевые слова
проект, субъект, образование, жизнедеятельность, целепола-гание, планирование, временная перспектива, смыслообразование, жизненные решения, масштабные обязательства.
Библиография
1. Котова И.Б., Аветян А.М. Психический ресурс личности как основа создания и реализации авторского проекта // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2013. № 5. С. 65-71. 2. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конф. М.: Смысл, 2005. С. 36-49. 3. Кимберг А.Н. Личные проекты в активности субъекта // Ученые записки Казанского университета. 2008. № 3. С. 29-41. 4. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royall, 1997. 5. Cantor, N., 1990. From thought to behavior: “Having" and “doing" in the study of personality and cognition. American Psychologist, 45: 735-750. 6. Little, B.R., L. Lessi and B. Watkinson, 1992. Personality and personal projects: Linking Big Five and PAC units of analysis. Journal of Personality, 60: 501-525. 7. Markus, H. and P. Nurius, 1986. Possible Selves. American Psychologist, 41: 954-969. 8.